Налоги и налоговые инспекции Московской области

Налоги и налоговые инспекции Московской области

Сегодня вступает в силу приказ Минфина России от 29.03.2018 № 60н, в котором определен порядок заключения соглашения о ценообразовании для налогообложения в отношении внешнеторговых сделок с участием иностранного компетентного органа.
Документ определяет порядок переговоров с компетентным органом иностранного государства при определении рыночных цен во внешнеторговых контролируемых сделках. Соглашение с иностранным компетентным органом будет являться основой для заключения ФНС России соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки с российским налогоплательщиком.
Такой порядок обеспечит предсказуемость налогообложения внешнеторговых сделок, заключаемых налогоплательщиками с иностранными компаниями, и устранит двойное налогообложение.
Крупнейшие налогоплательщики вправе обратиться в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании с участием иностранного компетентного органа в соответствии с порядком, установленным Приказом.  При этом действие соглашения о ценообразовании может быть распространено на период, начиная с 1-го числа календарного года, в котором налогоплательщик обратился в ФНС России с заявлением.

Участники заседания Экспертного совета Комитета по бюджету и налогам поддержали законопроект № 344028-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и предлагаемые к нему поправки.
Этот законопроект оптимизирует новый порядок применения контрольно-кассовой техники и учитывает предложения представителей бизнеса, которые поступили после его принятия в первом чтении. Также он вносит ряд уточняющих изменений в Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ, которые исключат неоднозначное толкование его отдельных норм. Проект предусматривает возможность не печатать чек при реализации товара через торговый автомат и применять один кассовый аппарат для нескольких торговых автоматов. Также он освобождает налогоплательщиков от применения контрольно-кассовой техники при реализации определенных видов товаров и услуг.
Рассмотрение закона во втором и третьем чтениях ожидается до 1 июля 2018 года.
В обсуждении приняли участие председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, заместитель Министра финансов Российской Федерации Илья Трунин, заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров, начальник Управления оперативного контроля Андрей Бударин, президент «Деловой России» Алексей Репик, заместитель исполнительного директора ОПОРЫ России Иван Ефременков, представители Ассоциации компаний розничной и интернет-торговли, вендинговой отрасли, сотовой связи, транспорта, производителей контрольно-кассовой техники и других.

В результате совместной работы налоговых и следственных органов налогоплательщики возместили государству 8,8 млрд рублей недоимок, пеней и штрафов в I квартале 2018 года. Об этом рассказал в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвященной противодействию налоговой преступности, заместитель начальника Контрольного управления ФНС России Константин Новоселов.
Он также отметил, что передача материалов налоговой проверки в следственные органы преследует цель неотвратимости наказания за совершенное налоговое преступление и направлена на возмещение государству нанесенного ущерба в виде неуплаченных налогов.
Для возмещения ущерба, причиненного государству действиями недобросовестных налогоплательщиков, работают межведомственные рабочие группы. В них входят представители следственных и налоговых органов, органов внутренних дел и прокуратуры. Эти подразделения функционируют на постоянной основе как на федеральном уровне, так и в каждом субъекте Российской Федерации. Они разрабатывают стратегию сбора доказательной базы по признакам применения схем уклонения от уплаты налогов на стадии планирования проверок либо в ходе их проведения. Территориальные налоговые и следственные органы в рамках этих групп могут оперативно решать любые вопросы, возникающие как на стадии проверки, так и в ходе принятия решения о возбуждении уголовного дела.

С 1 июля 2018 года компаний малого и среднего бизнеса, а также индивидуальные предприниматели начнут работать с онлайн-кассами. Это второй этап кассовой реформы, начатой в 2017 году. Как рассказал на конференции в Москве начальник отдела методологии автоматизированного контроля учета выручки Управления оперативного контроля ФНС России Константин Седов, цель нововведений – создание прозрачных условий работы в розничном секторе.
Сейчас 600 тыс. налогоплательщиков зарегистрировали 1,8 млн онлайн-ККТ, что в 1,6 раза больше чем до реформы. С 1 июля онлайн-кассы начнут применять те, кто работает в сфере общепита и розничной торговли, а также те, кто использует торговые автоматы.
Кроме того, Константин Седов рассказал, что помимо стандартных методов контроля бизнеса активно используется так называемый «народный контроль»: «Покупатели могут проверить выданный им кассовый чек с помощью приложения, которое так и называется «Проверка кассового чека». Большая часть информации о нарушениях поступает нам именно от покупателей».
Представитель ФНС России также напомнил, что за каждую кассу можно получить налоговый вычет до 18 тысяч рублей. Соответствующие поправки приняты в Налоговый кодекс в прошлом году.

Специальные антиуклонительные нормы вводятся в налоговое законодательство ведущих стран мира. В Австралии, США, Канаде, Англии, Германии, Нидерландах уже закреплены такие нормы, рассказал заместитель руководителя ФНС России Сергей Аракелов в майском номере журнала «Закон».
Россия тоже придерживается тенденции по усилению противодействия налоговым злоупотреблениям. В 2017 году в Налоговый кодекс введена антиуклонительная норма - статья 54.1.
Цель таких нововведений – создать действенный механизм для пресечения схем ухода от налогообложения. Он должен быть одинаково эффективен для оценки деятельности компаний на внутреннем рынке и с зарубежными партнерами, подчеркнул Сергей Аракелов.
Благодаря законодательным изменениям, в том числе в законодательстве о банкротстве, удастся восполнить понесенные потери бюджета, ведь налогоплательщики не только скрывают объекты налогообложения, но и утаивают источники для погашения налоговых долгов. С помощью механизма субсидиарной ответственности к ответу привлекается не номинальный директор, а реальный выгодоприобретатель, конечный бенефициар. Такая доктрина «снятия корпоративной вуали» поэтапно внедряется в российское законодательство (налоговое, гражданское, законодательство о банкротстве).
В статье Сергей Аракелов особое внимание уделяет применению международных соглашений. Если российская компания выплатила зарубежному партнеру доход по сделке и применила льготу, то налоговые органы анализируют экономическое присутствие такого контрагента в иностранной юрисдикции. Если компания была создана искусственно для получения налоговых преимуществ и вывода доходов из-под национального налогообложения, то налоговые льготы не предоставляются.
Сергей Аракелов в статье «Антиуклонительные нормы в международной практике. Новые законодательные инструменты по борьбе против уклонения от уплаты налогов в России» приводит конкретные примеры судебных решений по неправомерному использованию международных соглашений. Подробно со статьей можно ознакомиться в журнале «Закон», № 5, 2018.

По итогам I квартала 2018 года количество выездных налоговых проверок снизилось на 26% до 4,1 тысячи против 5,6 тысячи в сопоставимом периоде. Тенденцию снижения количества проверок при росте их эффективности ФНС России продолжает уже несколько лет. Об этом на встрече с журналистами заявил руководитель ФНС России Михаил Мишустин.
Он рассказал, что планирование централизовано и обосновано 12 критериями, опубликованными на сайте ФНС России. Такой риск-ориентированный подход позволяет экономить ресурсы, при этом повышая эффективность контрольной работы, подчеркнул глава Налоговой службы: «Приоритетными для включения в план должны стать налогоплательщики, которые используют агрессивные схемы уклонения от уплаты налогов по результатам анализа данных АСК «НДС-2». Планируя проверку, необходимо четко видеть ее возможные результаты. Если по ряду налогов отсутствуют риски, то приоритет нужно отдавать тематическим налоговым проверкам по НДС и налогу на прибыль. Если речь идет о схемах, то планировать проверку необходимо совместно с правоохранительными органами. При этом работать нужно как с бенефициарами, так и с организаторами «фирм-однодневок». Невозможно создать чистую среду устраняя лишь последствия».
Так, по результатам выездных и камеральных проверок в I квартале 2018 года взыскано 57 млрд рублей. По результатам аналитической работы, т.е. без проведения налоговых проверок, в бюджет дополнительно поступило 12 млрд рублей, что в 1,8 раза больше соответствующего периода прошлого года.
Михаил Мишустин подчеркнул, что результат контрольной работы должен измеряться состоянием администрируемой среды, изменением модели поведения налогоплательщиков, отказом от использования схем и, в конечном итоге, ростом уплаты налогов в бюджет, который должен быть адекватен экономике.

ФНС России разъяснила как определить налоговую базу по НДС при уступке денежного требования, возникшего в результате исполнения банком обязательств по банковской гарантии.
Уступка прав требований денежных средств, уплачиваемых бенефициару при исполнении обязательств по банковской гарантии, облагается НДС.
При этом налоговая база по НДС определяется как разница между доходом, полученным банком, и размером уступленного требования.
Если же доход, полученный банком при уступке прав требования, не превышает размер этого денежного требования, то налоговая база признается равной нулю.
Разъяснения согласованы с Минфином России. Соответствующее письмо Минфина от 15.05.2018 № 03-07-15/32532 доведено до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 28.05.2018 № СД-4-3/10171@.

В УФНС России по Москве состоялось очередное публичное обсуждение по вопросу: «Работа, проводимая налоговыми органами г. Москвы в целях создания прозрачной налоговой среды».
В мероприятии приняли участие: руководитель УФНС России по г. Москве М.В. Третьякова, заместители руководителя и начальники профильных отделов Управления, Президент Московской Торгово-Промышленной Палаты В.М. Платонов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве М.М. Вышегородцев, заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы К.Г. Волконицкая, заместитель председателя Общественного совета при УФНС России по г. Москве И.Г. Поршнев, представители правоохранительных органов, органов исполнительной власти г. Москвы, общественных организаций и бизнес-сообщества, налогоплательщики.
Данное мероприятие проведено в рамках реализации приоритетной программы Правительства Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 12 октября 2017 года в целях освящения вопросов практики работы, проводимой налоговыми органами г. Москвы в целях создания прозрачной налоговой среды.
Выступая с вступительным словом, руководитель столичного Управления М.В. Третьякова поблагодарила всех присутствующих за участие во встрече, организованной под эгидой программы стратегического развития Российской Федерации.
Заместитель руководителя УФНС России по г. Москве С.В. Карпачёв выступил с докладом по теме: «Работа, проводимая налоговыми органами г. Москвы в целях создания прозрачной налоговой среды».
В своем докладе он отметил, что на сегодняшний день Единый государственный реестр юридических лиц является основным источником получения сведений об организациях всеми заинтересованными лицами и, соответственно, одним из самых востребованных реестров в России. Принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ был провозглашен еще в 2014 году, но лишь с 2016 года налоговым органам были предоставлены дополнительные возможности  для очистки ЕГРЮЛ от «брошенных» компаний, от организаций, которые фактически не находятся по заявленному в ЕГРЮЛ адресу, которые были зарегистрированы на «подставных» лиц в сомнительных целях. В рамках предоставленных налоговым органам полномочий, активно проводится работа  по актуализации ЕГРЮЛ, что в свою очередь способствует созданию прозрачной налоговой среды и повышает конкурентоспособность добропорядочных  организаций, реально ведущих финансово- хозяйственную деятельность. Проводимые налоговыми органами мероприятия позволят если и не свести на нет использование «массовых» адресов и номинальных учредителей и руководителей, то сделают их несомненно нецелесообразными, поскольку бизнес-сообщество проявляя должную осмотрительность все более активно использует информацию, содержащуюся в ЕГРЮЛ для  получения данных о своих контрагентах.
Особое внимание было уделено работе по проверке достоверности как уже включенных в ЕГРЮЛ сведений, так и включаемых, в частности документам, регламентирующим данную работу, основаниям проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, о последствиях наличия в ЕГРЮЛ записи о недостоверности. Говоря о последствиях, наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности влечет:
1) отказ в государственной регистрации, предусмотренный пп. «ф» п.1 ст.23 Закона № 129-ФЗ;
2) привлечение к административной ответственности, предусмотренной ст.14.25 КоАП РФ;
3) Если запись о недостоверности сведений фигурирует в ЕГРЮЛ более 6 месяцев, то юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ на основании п.5 ст.21.1 Закона № 129-ФЗ в порядке, аналогичном для исключения недействующих юридических лиц.
При этом возможно привлечение лиц, контролирующих такую организацию, к субсидиарной ответственности в упрощенном порядке, т.е. без банкротства. Так, с 28 июня 2017 года исключение ООО из ЕГРЮЛ рассматривается как отказ основного должника от исполнения обязательств в соответствии с ч. 3.1 ст. 3 Закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В этом случае, если у исключенной компании есть долги, появившиеся благодаря недобросовестным или неразумным действиям контролирующих лиц, такие лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности, т.е. после исключения компании из ЕГРЮЛ кредиторы, включая налоговый орган, получат право требовать исполнения обязательств ЮЛ перед ними от контролирующих эту организацию лиц.
В докладе было отмечено, что в зону внимания московских налоговиков попадают не только организации, имеющие признаки «массовости», но и те, в которых весьма значительна вероятность наличия недостоверных сведений, а именно:
- представляющие «нулевую» отчетность;
- не имеющие более полугода после своего создания открытых счетов;
- участвующие в различных незаконных схемах по минимизации уплаты или неуплате налогов.
У налоговых органов присутствует мощная мотивация к сокращению количества юридических лиц, не ведущих финансово-хозяйственную  деятельность. Благодаря тому, что ежегодно исключается больше организаций, чем регистрируется, удается не допустить безосновательного увеличения количества организаций, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ. Начиная с 2006 года, налоговыми органами г. Москвы исключено из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке почти 1,4 млн недействующих организаций. В текущем году налоговыми органами г. Москвы исключено более 93 тысяч недействующих организаций и до конца года планируется применить данную процедуру еще в отношении  порядка 100 тысяч юридических лиц, которые по информации налоговых органов являются недействующими. 
Установление жесткого контроля в отношении организаций, мигрирующих на территорию г. Москвы из других субъектов Российской Федерации также влияет на прозрачность налоговой среды. Подводя итоги выступления, С.В. Карпачёв заверил, что московскими налоговиками проведена значительная работа по оздоровлению ЕГРЮЛ, сведения  которого входят в состав открытых данных, подлежащих размещению на  официальном сайте ФНС России. Одной из целей, стоящих перед налоговыми органами, является актуализация данных о налогоплательщиках, создание прозрачной налоговой среды и тем самым, обеспечение благоприятных и равных условий для представителей честного бизнеса. Аналитика на основе достоверных данных – это залог эффективности работы государственных органов.
На уголовно-правовых аспектах нарушения законодательства в сфере государственной регистрации юридических лиц и правовых последствиях фиктивной деятельности в сфере оказания услуг по передаче помещений в аренду в своем докладе подробно остановился оперуполномоченный по особо важным делам 19 отдела управления «Ф» ГУЭБиПК МВД России А.Н. Панкратьев.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве М.М. Вышегородцев рассказал об инфраструктуре поддержки бизнеса города Москвы, используемой в качестве инструмента в легализации предпринимательской деятельности в целях обеспечения баланса интересов.
Выступление Председателя Некоммерческого партнерства «Московская юридическая палата» С.А. Коноплева основывалось на личном положительном опыте взаимодействия с московскими налоговиками и имеющейся  многолетней практики предоставления адресов места нахождения юридическим лицам, реально ведущим деятельность.
О том, какую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства оказывает Правительство Москвы, а также о взаимодействии Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы с Управлением ФНС России по г. Москве в части обеспечения благоприятного предпринимательского климата для создания и ведения бизнеса, разъяснила заместитель руководителя Департамента  науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы К.Г. Волконицкая.
Генеральный директор ГБУ «Малый бизнес Москвы» А.Е. Железняков рассказал участникам мероприятия об услугах, оказываемых физическим лицам, желающим начать свой бизнес.
Заместитель начальника МИ ФНС России № 46 по г. Москве П.Ю. Семенов ответил на многочисленные поступившие из зала вопросы налогоплательщиков.
Подводя итоги дискуссии, М.В. Третьякова подчеркнула, что основной задачей налоговых органов столицы в настоящий период является выстраивание конструктивного диалога между представителями бизнеса и налоговыми органами в целях решения возникающих вопросов.
По окончанию дискуссии налогоплательщикам было предложено оценить состоявшееся мероприятие с помощью анкеты. Анализ собранных ответов показал, что участники высоко оценивают уровень организации и пользу таких мероприятий, при этом наибольший интерес для них представляют приводимые докладчиками примеры из практики налоговых органов и разбор конкретных ситуаций в формате «вопрос – ответ».

«Отмена судом решения по камеральной проверке не исключает возможность доначисления соответствующего налога по выездной налоговой проверке», - сообщила начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Елена Суворова на вебинаре, организованном журналом «Налоговая политика и практика».
Такой подход соответствует нормам Налогового кодекса и поддерживается судебной практикой, в частности Конституционным судом Российской Федерации.
Елена Суворова пояснила, что выездная проверка не дублирует камеральную проверку. Цель выездной проверки выявить нарушения и доказать уклонение от уплаты налога, а для этого нужно углубленное изучение документов и другие мероприятия.
Во время налоговых проверок устанавливаются обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщиков. Например, если налогоплательщик самостоятельно устранил ошибки и уплатил недостающий налог или компания находится в тяжелом финансовом положении, то налоговые органы могут уменьшить штраф за совершение правонарушение.
Елена Суворова напомнила, что с августа 2017 года действует статья 54.1 Налогового кодекса. В ней установлены четкие критерии налоговых злоупотреблений. Новая антиуклонительная норма является универсальным инструментом для оценки налогоплательщиком своих налоговых рисков и для доказывания налоговым органом злоупотреблений налогоплательщиком своими правами.